Правильная обработка результатов информационно-библиографического поиска

1. Составление списка литературы

Процесс выполнения любой научной работы (курсовая, дипломная и т.п.) включает следующие этапы: – выбор темы;

– подбор документов по выбранной теме (проблеме) и ознакомление с ними;

– составление плана работы с выделением основных разделов и глав и его согласование с руководителем;

– написание теоретической и практической частей работы и ее оформление; – защита работы.

В этой главе мы рассмотрим подробнее начальный этап научной работы и заключительный этап информационно-библиографического поиска – оформление подобранной литературы в список. Он является одним из важнейших этапов работы студента над курсовой или дипломной работой.

Список использованной литературы должен: – являться органической частью любой учебной или научно исследовательской работы и помещаться после основного текста работы;

– позволять автору документально подтвердить достоверность и точность приводимых в тексте заимствований: таблиц, иллюстраций, формул, цитат, фактов, текстов памятников и документов;

– характеризовать степень изученности конкретной проблемы автором;

– представлять самостоятельную ценность, так как может служить справочным аппаратом для других исследователей;

– являться простейшим библиографическим пособием, поэтому каждый документ, включенный в список, должен быть описан в соответствии с требованиями ГОСТов

Выбор заглавия списка

Используются следующие варианты заглавия списка:

Библиографический список – если включаются библиографические описания использованных, цитируемых, рассматриваемых, упоминаемых и (или) рекомендуемых документов;

Литература – если включается вся изученная автором литература, независимо от того, использовалась она в работе или нет;

Список использованной литературы – если включается только та литература, которая анализировалась или использовалась в тексте в виде заимствований;

Список использованных источников и литературы – если включаются, кроме изученной литературы, и источники (памятники литературы, документы и т.д.).

Библиографическая запись документов

Библиографическая запись (БЗ) – элемент библиографической информации, фиксирующий в документальной форме сведения о документе, позволяющие его идентифицировать, раскрыть его состав и содержание в целях библиографического поиска. В состав библиографической записи входят библиографическое описание, дополняемое по мере надобности заголовком, классификационными индексами, предметными рубриками, аннотацией (рефератом), шифром хранения документа, справками о добавочных библиографических записях, датой завершения обработки документа, сведениями служебного характера.

1 Библиографическое описание – совокупность библиографических сведений о документе, приведенных по определенным правилам, устанавливающим порядок следования областей и элементов, предназначенных для идентификации и общей характеристики документа

2. Библиографическое описание (БО) представляет собой библиографическую модель документа, оформленную в виде системы взаимосвязанных элементов, разделенных опознавательной пунктуацией. Библиографическое описание служит основой для составления библиотечных каталогов, списков литературы, а также применяется для отражения произведений печати везде, где в этом встречается необходимость. От правильного составления БО зависит полнота раскрытия содержания библиотечного фонда, правильность ор ганизации каталогов.

Пунктуация в БЗ выполняет две функции – обычных грамматических знаков препинания и знаков предписанной пунктуации, т.е. знаков, имеющих опознавательный характер для различия областей и элементов БЗ. Каждой области описания, кроме первой, предшествует знак «точка и тире», который ставится перед первым элементом области. Для более четкого разделения об ластей и элементов, а также для различения предписанной и грамматической пунктуации применяют пробел в один печатный знак до и после предписанного знака. Исключение составляют точка и запятая – пробелы оставляют только после них. В конце библиографической записи ставится точка. В списке литературы следует приводить все обязательные, а иногда факультативные сведения о документе.

Общая схема библиографической записи отдельно изданного документа включает следующие обязательные элементы:

заголовок – имя лица (автора), наименование организации (коллектив ный автор) заглавие (название документа, указанное на титульном листе) : сведения, относящиеся к заглавию (раскрывают тематику, вид, жанр, назначение документа и т.д.)

/ сведения об ответственности (содержат информацию об авторах, соавторах, составителях, редакторах, переводчиках и т. п. ; сведения об организациях, от имени которых опубликован документ).

. – сведения об издании (содержат данные о повторности документа, его переработки и т. п.)

. – место издания : издательство или издающая организация, дата издания

. – объем (сведения о количестве страниц). Источником сведений для библиографической записи является титульный лист или иные части документа, заменяющие его.

Библиографическая запись на документ составляется в соответствии с ГОСТом 7.802000 «Библиографическая запись. Заголовок. Общие требования и правила составления» и ГОСТом 7.12003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления».

Основные правила библиографического описания документов:

1. Под заголовком:

* Библиографическая запись под заголовком индивидуального автора. В заголовке приводится имя одного автора. При наличии двух и трех авторов, указывают имя первого автора, сведения об остальных авторах помещаются в сведения об ответственности. Если авторов четыре и более, то заголовок не применяют.

* Библиографическая запись под заголовком коллективного автора. Коллективным автором является организация (учреждение), от имени которой опубликовано издание и которая имеет наименование, позволяющее ее идентифицировать. Под заголовком коллективного автора библиографическую запись составляют на законодательные материалы, стандарты, патентные документы.

2. Под заглавием

Библиографическая запись составляется под заглавием документа на:

* издания, в которых имя автора не указано или не установлено;

* авторские произведения, созданные четырьмя и более авторами;

* сборники произведений разных авторов с общим заглавием;

* сборники официальных документов любых учреждений или организаций, сборники научных работ, труды, ученые записки;

* законы, законодательные материалы, кодексы, международные договоры и соглашения.

Библиографическое описание может быть составлено на издание в целом (книгу, журнал) – монографическое, на часть издания или произведения (главу, статью из журнала) – аналитическое.

Монографическое библиографическое описание – БО однотомного издания в целом, а также отдельного тома многотомного или сериального издания.

3 Объектом аналитической библиографической записи является составная часть документа, для идентификации и поиска которой необходимы сведения о документе, в котором она помещена. Перед сведениями о документе, в котором помещена составная часть, применяют соединительный элемент: знак две косые черты с пробелами до и после его.

Аналитическое библиографическое описание – это библиографическое описание составной части документа. Состоит из двух частей, включающих сведения о составной части и об издании, в котором она опубликована.4 Схематично аналитическое описание выглядит следующим образом: Сведения о составной части документа // Сведения о документе, в ко тором помещена составная часть.

Расположение литературы в списке

Расположение литературы в списке избирается автором в зависимости от характера, вида и целевого назначения работы, а также согласовывается с научным руководителем. Каждая библиографическая запись в списке получает порядковый номер и начинается с красной строки.

Наиболее известны следующие способы расположения литературы:

– алфавитный;

– систематический;

– по главам работы;

– хронологический;

– по видам источников;

– в порядке упоминания литературы в тексте.

Алфавитное расположение – по фамилиям авторов, заглавиям книг и статей, если фамилия автора не указана. В начало алфавитного списка можно вынести, если таковые имеются, нормативноправовые акты. Иностранные источники обычно размещают по алфавиту после перечня всех источников на языке работы. Не следует смешивать разные алфавиты.

Систематическое расположение – все книги, статьи и другие материалы подбираются по отраслям знаний, отдельным вопросам, темам в логическом соподчинении отдельных рубрик. Вначале указывается литература общего характера, охватывающая широкий круг вопросов, а затем следует материал по отдельным темам, вопросам.

Расположение по главам работы – близко к систематическому расположению. Вначале также указывается литература общего характера, имеющая отношение ко всей теме, затем по главам (в пределах глав литера тура подбирается по алфавиту или в хронологии опубликования книг и статей).

Расположение по мере использования (по главам и разделам) – простая структура такого списка неудобна в связи с тем, что в нем трудно ориентироваться и искать нужный источник. Такой способ чаще всего применяют в небольших статьях (докладах), где список использованных источников небольшой, а также в крупных научных изданиях – монографиях. При этом есть определенное неудобство, которое заключается в том, что один и тот же источник, используемый в нескольких разделах, будет включен в список несколько раз. Хронологическое расположение – в порядке хронологии (прямой или обратной) опубликования документов. Используется для работ по истории науки, истории изучения какоголибо вопроса, в работах, посвященных деятельности определенного лица. В хронологическом порядке часто подбираются произведения одного автора.

Расположение по видам источников:

– перечень отечественной и зарубежной литературы по теме (книги, сообщения, тезисы докладов, депонированные рукописи, препринты, нормативнотехническая документация, электронные ресурсы и пр.) – по алфавиту того языка, на котором дается библиографическая запись документа.

– документальные материалы, составляющие источниковую базу исследования (архивные документы, летописи, письма, дневники, воспомина ния, статистические сборники, ежегодники, материалы социологических исследований и т.п.) – в хронологическом порядке;

– а также иногда выделяют отдельной частью списка «статьи» (хотя они и не являются видом издания).

Расположение в порядке упоминания литературы в тексте – применяется в небольших по объему работах: авторефератах диссертаций, статьях, тезисах докладов и др.

Все отступления от этих правил должны оговариваться особо. Нормативноправовые акты (если отражены в тексте работы) распола гаются вначале списка в соответствии с их юридической силой:

* международные законодательные акты (в обратной хронологии)

* Конституция РФ

* кодексы (по алфавиту)

* законы РФ (в обратной хронологии)

* указы Президента РФ (в обратной хронологии)

* акты Правительства РФ (в обратной хронологии)

* акты министерств и ведомств (в последовательности: приказы, постановления, положения – в обратной хронологии, инструкции министерства – по алфавиту)

* законы и иные нормативноправовые акты субъектов РФ (в обратной хронологии).

Библиографическое и аналитическое описание электронных ресурсов в списке использованной литературы оформляются в общем, алфавите авторов и заглавий.

Если в список входит литература на иностранных языках, то она располагается в конце списка в алфавите того языка на котором составлено библиографическое описание.

2. Цитирование и оформление библиографических ссылок

Проработка источников сопровождается выписками, конспектированием. Выписки из текста делают обычно дословно, в виде цитаты.

Цитата – точная, буквальная выдержка из какогонибудь текста. При этом выбирают наиболее важные, весомые высказывания, основные идеи, которые необходимо процитировать в дипломной работе. После каждой цитаты, заимствованного высказывания должна приводиться ссылка на автора и источник. Поэтому при выписке цитат и конспектировании следует сразу же делать ссылки: автор, название издания, место издания, издательство, год издания, номер страницы. Если цитата полностью воспроизводит текст оригинала, ее заключают в кавычки и делают сноску на первоисточник, откуда было произведено заимствование. Если цитирование производится не дословно, а близко к тексту, то кавычки не используются, однако ссылка на источник указывается обязательно.

Цитировать авторов необходимо только по их произведениям. Когда источник не доступен, разрешается воспользоваться цитатой этого автора, опубликованной в какомлибо другом издании. В этом случае ссылке долж ны предшествовать слова: Цит. по кн.: ...; Цит. по ст.: … . Например:

Цит. по кн.: Шимони К. Физическая электроника. – М., 1977. – С. 52.

Библиографическая ссылка – это совокупность библиографических сведений о цитируемом, рассматриваемом или упоминаемом документе, необходимых для его идентификации и поиска; указание источника заимствования в соответствии с правилами библиографической записи, изложенными ранее.

5 Библиографическая ссылка может быть приведена полностью в примечании (внутритекстовом, подстрочном, затекстовом) или в тексте документа. Условный разделительный знак точку и тире (. – )допускается заменять точкой, допускается не приводить отдельные обязательные элементы (например, объем), указывая номер страницы, на которую делается ссылка.

Ссылки могут быть

– внутритекстовые

– подстрочные

– затекстовые

Библиографическую ссылку во внутритекстовом примечании заключают в круглые скобки, предписанный знак точку и тире, разделяющий области библиографического описания, во внутритекстовой библиографической ссылке, как правило, заменяют точкой.

Первичная подстрочная ссылка включает в себя все обязательные элементы библиографической записи и оформляется как примечание, вынесенное из текста документа вниз полосы.

Совокупность затекстовых библиографических ссылок оформляется как перечень библиографических записей, помещенный после текста документа или его составной части.

Если ссылку приводят на конкретный фрагмент текста документа, в от сылке указывают порядковый номер и страницы, на которых помещен объект ссылки, сведения разделяют запятой.

Если ссылку приводят на документ, созданный одним, двумя или тремя авторами, в отсылке указывают фамилии авторов, если на документ, созданный четырьмя и более авторами, а также, если авторы не указаны, – в отсылке указывают название документа; при необходимости сведения дополняют указанием года издания и страниц.

В отсылке допускается сокращать длинные заглавия, обозначая опускаемые слова многоточием с пробелом до и после этого предписанного знака.

Если отсылка содержит сведения о нескольких затекстовых ссылках, группы сведений разделяют знаком точка с запятой.

Повторную ссылку на один и тот же документ (группу документов) или его часть приводят в сокращенной форме при условии, что все необходимые для идентификации и поиска этого документа библиографические сведения указаны в первичной ссылке на него. В повторной ссылке указывают элемен ты, позволяющие идентифицировать документ, а также элементы, отличающиеся от сведений в первичной ссылке. В повторных ссылках на нормативный документ по стандартизации приводят обозначение документа, его номер, включающий дату утверждения, страницы.

В повторных ссылках на патентный документ приводят обозначение вида документа, его номер, название страны, выдавшей документ, страницы.

При последовательном расположении первичной и повторной ссылок текст повторной ссылки заменяют словами «Там же» или «lbid.» (ibidem) для документов на языках, применяющих латинскую графику. Библиографические ссылки, включенные в комплексную ссылку, отделяют друг от друга точкой с запятой с пробелами до и после этого предписанного знака.

Объектами составления библиографической ссылки также являются электронные ресурсы локального и удаленного доступа. Ссылки составляют как на электронные ресурсы в целом (электронные документы, базы данных, порталы, сайты, вебстраницы, форумы и т. д.), так и на составные части электронных ресурсов (разделы и части электронных документов, порталов, сайтов, вебстраниц, публикации в электронных сериальных изданиях, сообщения на форумах и т. п.).

Библиографические ссылки на архивные документы позволяют определять местонахождение документа, хранящегося в определенном архивохранилище и таким образом идентифицировать его. В качестве поисковых данных документа указывают: название архивохранилища; номер фонда, описи (при наличии), порядковый номер дела по описи и т. п.; название фон да; местоположение объекта ссылки в идентифицирующем документе (номера листов дела). Все элементы поисковых данных документа разделяют точками:

В подстрочных и затекстовых ссылках также могут быть приведены только поисковые данные объекта ссылки, если сведения о нем содержатся в тексте документа:

В подстрочных и затекстовых ссылках могут быть приведены сведения о документе – заголовок и основное заглавие документа или только основное заглавие, зафиксированные в описи фонда, в названии дела или в конкретном документе, хранящемся в деле. В этом случае сведения о самом документе отделяют от поисковых сведений о документе знаком две косые черты с пробелами до и после него. Если дело (единица хранения) или конкретный документ, хранящийся в деле, являющийся объектом ссылки, не имеет заглавия, оно может быть сформулировано исследователем; в этом случае заглавие приводят в квадратных скобках до или после поисковых сведений о документе. В примечаниях могут быть приведены указания на подлинность документа, его автографичность, язык, способ воспроизведения, сведения об особенностях внешнего вида документа, о публикациях документа и др. Приме чания приводят после поисковых сведений о документе и разделяют точкой и тире; предписанный знак точку и тире допускается заменять точкой.

Аннотация

В ходе работы с литературой автором производится ее аналитикосинтетическая обработка, т.е. преобразование документов в процессе их анализа и извлечение необходимой информации, а также оценка, сопоставление, обобщение и представление информации в виде, соответствующем запросу

6. Аналитикосинтетическая переработка информации (АСПИ) включает в себя кроме библиографического описания документа, также процессы ан нотирования и реферирования.

Аналитикосинтетическая переработка информации – важная составляющая образовательного процесса. При изучении учебных текстов, необходимо владеть методами свертывания информации, т.е. составлением библиографических записей, рефератов и аннотаций.

Аннотация – краткая характеристика первичного документа с точки зрения его содержания, назначения, формы и других особенностей.

7 Аннотация носит справочный или рекомендательный характер и слу жит в качестве средства информационного поиска документов. Таким образом, аннотация – это предельно сжатая характеристика материала. Аннотация не может заменить самого материала, так как она призвана дать лишь общее представление о содержании книги или статьи. Имен но поэтому для аннотирования важно определить, что является самым главным.

Структура аннотации:

1. Библиографическое описание (автор, название работы или статьи, место и время издания). При аннотировании иностранного материала БО обычно приводится на языке подлинника.

2. Общие сведения.

Дополнительные сведения (о самой работе или авторе). Виды аннотаций:

– описательная аннотация приводит лишь описание, не раскрывая содержания. Обычно приводится в начале книг и ее цель – дать общее представление о содержании для читателя. Аннотация, как правило, состоит из отдельных предложений и может быть планом аннотируемой статьи;

– реферативная аннотация дает крайне сжатый пересказ материала и ее цель – привлечь читателя, поэтому она может помещаться на суперобложке.

Начинается он так же с выходных данных, которые включают автора, заглавие, место издания, количество страниц, иллюстраций и после дается сжатый и обобщенный материал. Существует классификация аннотаций по разным признакам:

– целевому назначению,

– способу характеристики,

– объему и др.

8 При аннотировании главным объектом анализа является текст документа. Такой анализ может преследовать две разные цели:

1) выявление центральной темы или предмета, рассмотрению которого посвятил этот документ сам автор, а также основных идей и фактов, связанных с этой темой или предметом;

2) определение того, насколько данный документ по своему семантическому (смысловому) содержанию соответствует научным или практическим интересам определенной группы ученых и специалистов.

9 Результаты анализа собираются в некоторый комплекс понятий, который выражается и записывается в доступной для восприятия форме. Для вы полнения анализа требуется знание элементарных основ той области науки или техники, к которой относятся подвергаемые переработке документы.

4. Реферат

Одним из важных процессов аналитикосинтетической переработки информации является реферирование. Реферат – сокращенное объективное изложение содержания документа с основными фактографическими данными и выводами.

10 Иными словами, реферат – это текст, который передает основную информацию подлинника в свернутом виде и составленный в результате ее смысловой переработки.

Основные функции реферата: – дает возможность установить основное содержание документа, определить его релевантность и решить, следует ли обращаться к полному тек сту документа;

– предоставляет информацию о документе и устраняет необходимость чтения полного текста документа в случае, если документ имеет для читателя второстепенный интерес;

– используется в информационных, в том числе автоматизированных системах для поиска документов и информации;

– учебная функция реферата заключается в том, что работа над ним прививает студентам навыки, необходимые в образовательном процессе. Написание реферата формирует у студента навыки анализа, синтеза и краткой передачи смысла изучаемых учебных текстов.

Цель реферата – в наиболее краткой форме передать содержание подлинника и выделить особо важное или новое, что содержится в реферируемом материале.

При реферировании происходит сокращение текста, но сохраняются семантические свойства информации: клише, термины и сокращения. Написание реферата дает возможность составителю выделить в тексте основную информацию и запомнить ее. Реферат составляется так, чтобы использовать язык оригинала, поэтому польза от выполнения реферата для усвоения информации неоценима.

Существует классификация рефератов:

1. По характеру изложения: рефератконспект (общие положения подлинника в обобщенном виде), рефератрезюме (более высокая степень обобщения, чем в рефератеконспекте).

2. По оформлению: письменный, устный.

По охвату источников: монографический (по одному источнику), сводный (по нескольким источникам), обзорный (по какойто теме или направлению в виде обозрений), выборочный (по отдельным главам, разделам или материалам).

Требования, которые предъявляются к реферату:

1. Лаконичность (отсутствие вводных конструкций, которые, однако, возможны в устном реферате, отсутствие неясных формулировок, сложных предложений следует избегать).

2. Перевод цифровых данных в метрические меры (исключения обговариваются отдельно и в этом случае в скобках даются обозначения оригинала).

При наличии малоизвестных имен собственных их написание дается в скобках на языке оригинала.

4. Допускается сокращение часто повторяющихся терминов, для этого после употребления таких терминов в скобках дается его сокращение и далее употребляется уже сокращение. Формулы должны следовать подлиннику, однако если в подлиннике существуют обозначения не принятые в языке перевода, их необходимо заменить принятыми.

Структура реферата:

1. Библиографическое описание. Автор текста и название даются на языке оригинала, так же указывается количество страниц, год издания и место издания.

2. Главная мысль является ответом на заданную тему. Референт может сформулировать ее самостоятельно, если авторская формулировка не достаточно ясна.

Изложение содержания. Основано на обобщении материала:

– рефератконспект – обобщенное изложение всех основных положений подлинника, однако реферат не должен быть переводом. Перевод можно использовать для передачи обобщения, которые есть в оригинальном тексте;

– рефератрезюме – обобщаются только основные положения, второстепенные упускаются. 4. Выводы – ответы автора на поставленные в статье вопросы, являются логическим развитием главной мысли. В зависимости от внутренней структуры статьи они могут быть в середине или даже в начале статьи. 5. Референтский комментарий должен включать:

– общие замечания юридического и идеологического порядка;

– замечания по истории вопроса (связь с прошлым, настоящим);

– фактические уточнения и разъяснения;

– справку об авторе и источнике (если нет библиографических дан ных);

– указания на другие источники или материалы по данному вопросу. Объектами реферирования являются научные статьи, главы из книг,

патентные документы, депонированные рукописи. Не подлежат реферированию стандарты, технические условия, инструкции, прейскуранты, справочные издания, информационные и библиографические издания, тезаурусы и др.11 Основной целью процесса реферирования, как и аннотирования, явля ется сокращение объема первичного документа, сохраняя при этом его основное смысловое содержание. Однако реферат, в отличие от аннотации обладает большим информативным свойством, т.е. в краткой форме передает смысл первичного документа.

5. Обзор литературы

Ни одна научная работа, в том числе и студенческая, не обходится без обзора литературы. Он должен показать знание студентом информации по теме, навык работы с литературой, умение анализировать и обобщать данные. Обзор может присутствовать в таких документах, как монографии, диссертации, курсовые и дипломные работы, отчеты о научноисследовательской работе, т.е. обзоры пишут не только информационные работники и аналитики крупных научноисследовательских центров, но и ученые, преподаватели вузов, студенты и другие специалисты.

Сферы применения обзорной информации разнообразны. Подготовкой обзорной информации, которая охватывает весь мировой информационный поток научной литературы, занимаются центры научной информации.

Огромный потенциал национальных информационных ресурсов, хранящихся в библиотеках, информационных центрах, архивах зачастую остается невостребованным изза низкой информационной культуры читателя, неумения правильно сформулировать свои информационные потребности, оперативно найти и извлечь необходимую информацию. Другой причиной невостребованности научной информации является то, что она бессистемно разбросана в большом количестве научных документов. Для рационального использования этой информации необходимо ее собрать, систематизировать, проанализировать и оценить.

Ни в одном из описанных выше видов аналитикосинтетической переработки информации все эти операции (сбор, систематизация, анализ и оценка информации) не осуществляются с такой полнотой и глубиной, как при составлении обзоров.

Обзор – это текст, в котором содержится сводная характеристика какоголибо вопроса, проблемы или ряда вопросов, рассматриваемых в отобранных для составления обзора документах. В зависимости от характера информации (степени свернутости первичной информации, метода анализа и характера обобщения) обзоры делятся на:

– библиографические

– реферативные

– аналитические.

Библиографический обзор представляет собой свод библиографических данных о разного рода первичных источниках информации. В задачи БО входит отбор достаточного числа источников, их библиографическое описание и характеристика содержания. Обзоры обычно состоят из двух час тей: текста, содержащего сравнительную характеристику основной литературы, и библиографического списка по теме. Библиографические обзоры могут носить описательноинформационный характер. Чаще всего такие обзоры преследуют научновспомогательные цели и приближаются к исчерпывающим по охвату первичных документов. Они могут быть и рекомендательны ми. И тогда отбираются и ставятся во главу угла наиболее важные и интересные, с точки зрения составителей, первичные документы. Это первая ступень информационного обобщения.

Реферативный обзор содержит сводную характеристику вопросов, рассматриваемых в первичных документах, но не предполагает их критической оценки. Излагаются точки зрения различных авторов по проблеме. Задача его – адекватное отражение содержания документовпервоисточников. Однако реферативные обзоры не могут ограничиться описательной информацией. В любом случае в них должны быть указаны основные проблемы и тенденции в решении затронутой темы. В реферативных обзорах рекомендательного характера выдвигаются на первый план наиболее важные и акту альные документы и содержащиеся в них выводы. Это следующая ступень информационного обобщения.

Аналитический обзор (критический, концептуальный) является результатом всестороннего анализа первичных документов, содержит аргументированную оценку материала и обоснованные рекомендации по существу исследуемых вопросов. На основе анализа большого числа первичных документов авторы делают самостоятельные выводы о тенденциях развития в определенной области науки, производства, жизни общества, предлагают обоснованные рекомендации по решению поставленных проблем.

Как правило, именно аналитический обзор является частью научной работы студента, аспиранта и пр. Известны три основных принципа изложения материала:

– от частного к общему (от конкретных фактов и точек зрения к обобщениям);

– от общего к частному (от общих положений, гипотез к фактам, их ил люстрирующим);

– по отраслям знаний, по значимости, в хронологии событий и пр. Написание обзора является заключительным этапом работы с литера турой. В обзоре нужно не только описать современное состояние проблемы, мнения и взгляды на проблему разных авторов, собственное отношение к проблеме, но и показать, что данная тема актуальна, описанные в литературе результаты исследования других ученых не решают проблему полностью.

Таким образом, автор обосновывает научную новизну исследования, что является целью любой научной работы.


Этот небольшой блок рекламы поможет вам больше узнать о других полезных книгах и не только о них:   эти и разные прочие спонсоры помогают самым различным сайтам развиваться и существовать.   Из помещенной тут информации вы - очень возможно - извлечёте для себя что-то полезное или просто интересное дополнительно Реклама - двигатель торговли, но еще и своего рода источник полезной информации! Тут за примерами далеко ходить не надо ... п»ї5a1380c6

Учебная литература:

Горячий 41-й год

Борис Геннадьевич Цеханович


1941 год. Год горечи, разочарований, поражений. Трудное, переломное время для государства и тяжёлое бремя выбора для обыкновенных людей, в ...


Новый год

Ирина Николаевна Кашкадамова


Древняя Македония, встречающая новый год. На смену веселью и пляскам приходит ужас реальной жизни под властью ахеменидов.Иллюстрации и ...


The Morcai Battalion

Diana Palmer


The galaxy is on the brink of disaster, the long-awaited truce torn apart by an unprovoked attack.The colony whose residents represented ...


Lacy

Diana Palmer




Выражаем надежду, что "Lacy" поможет вам развлечься и по новому взглянуть на себя и других. ...


Lord Greville's Captive

Nicola Cornick


Years before, he had come to Grafton Manor to be betrothed to the innocent and beautiful Lady Anne–a promise that was broken with the onset ...


The Virtuous Cyprian

Nicola Cornick


After the excitement of war, Nicholas found life as a civilian stifling.His boredom soon lifted when the notorious courtesan Susanna ...