Горячий 41-й год
Борис Геннадьевич Цеханович
1941 год. Год горечи, разочарований, поражений. Трудное, переломное время для государства и тяжёлое бремя выбора для обыкновенных людей, в ...
Одной из основных стратегических задач каждого вуза в современных условиях является формирование и развитие собственной информационно- образовательной среды, как составляющей единого информационного образовательного пространства. Такая среда служит фундаментом для организации современного образовательного процесса. Информационно- образовательные среды, созданные в процессе информатизации образовательной сферы, должны предоставлять возможность для самореализации интеллектуально развитой личности, обладающей необходимыми профессиональными качествами.
Информационно-образовательную среду (ИОС) мы определяем как педагогическую систему, объединяющую в себе:
• информационные образовательные ресурсы;
• компьютерные средства обучения;
• средства управления образовательным процессом;
• педагогические приемы;
• методы и технологии, направленные на формирование интеллектуально-
развитой социально-значимой творческой личности, обладающей необходимым уровнем.
Системное рассмотрение корпоративного информационно-
образовательного пространства вуза позволяет выделить такие структурные компоненты, как факультеты, кафедры, учебный отдел, библиотеку. Именно они обеспечивают качество образования в вузе.
Вузовская библиотека как социальный институт является, прежде всего,
механизмом профессиональной социализации человека, а не только средством организации информационных процессов в вузе. Сегодня вуз должен
располагать высокоразвитой корпоративной информационной системой (КИС).
Автоматизированная библиотечно-информационная система (АБИС), взаимодействуя с подсистемами КИС, в свою очередь, открыта для пользователей и обеспечивает доступ к электронным каталогам, к информации по книгообеспеченности дисциплин, к базам данных корпоративного характера
(БД «Труды сотрудников вуза» и др.)
Работа научно-технической библиотеки оценивается в большей степени по ее способности выполнять свою коммуникативно-образовательную функцию, то есть осуществлять целевую информационную поддержку научно- образовательной деятельности и удовлетворять информационные потребности специалистов в различных областях знания. Чтобы сохранить эту роль,
библиотека должна постоянно и активно внедрять новые информационные технологии в свою работу. Сегодня речь идет об использовании облачных технологий в НТБ.
Процессы автоматизации и информатизации библиотечно-
библиографической деятельности НТБ, направленные на формирование единой информационной научно-образовательной среды вуза
1. Внедрение автоматизированной системы МАРК SQL дает возможность совершенствовать все технологические процессы в библиотеке. Сегодня НТБ НГТУ им. Р.Е. Алексеева использует МАРК SQL 1.14 (версия
1.15 в разработке). АБИС применяется в комплектовании фонда библиотеки, научной обработке, организации фонда от постановки на учет до его списания и получения статистических данных по обеспеченности литературой учебного процесса.
2. Использование новых сетевых и облачных технологий для удовлетворения запросов пользователей.
Создание единого информационно-образовательного портала на домене НГТУ позволит структурировать и группировать учебную информацию, обеспечит обучающихся и преподавателей разноуровневым доступом к учебным материалам и образовательным сервисам. Портал на домене НГТУ в Google может включать: электронную библиотеку, виртуальный читальный зал
и т. д.
Электронная библиотека НТБ НГТУ содержит базы данных (БД):
• авторефератов диссертаций сотрудников НГТУ (2000-2011 гг.);
• биобиблиографических указателей ученых НГТУ (выходят с 2001 г.);
• ГОСТ «ТЕХЭКСПЕРТ» (полнотекстовые) и т. д.
Виртуальный читальный зал даст возможность организовать онлайновый и оффлайновый доступ к базам данных электронных ресурсов на основе
лицензионных соглашений с библиотеками и информационными центрами
(ЭБС «Лань»; электронная база данных ИНЖЭКОН, БД Нижегородстат).
Создание собственных баз данных:
• «Научные школы и направления Нижегородского государственного технического университета им. Р.Е. Алексеева»;
• создание серии мультимедийных роликов, раскрывающих фонды НТБ
(фонд редкой и ценной книги: «Ф.П. Павленков»).
Формирование медиатеки.
3. Новые формы обслуживания читателей:
• автоматизированная книговыдача литературы на основе штрихового кодирования фонда, читательских билетов и создания электронного формуляра;
• организация электронного заказа книг и их бронирование;
• штрихкодирование учебной и научной литературы;
• создание базы данных читателей (штрихкодирование читательских билетов
(2011 г.)) – это начало работы по созданию единого документа;
• создание электронного формуляра (2011 г.);
• формирование кейс-комплектов с учебными материалами;
• комплекс учебных и учебно-методических материалов для студентов первого курса ИФХФ (информатика, математика, физика, химия, история).– Н. Новгород, 2010;
• комплекс учебных и учебно-методических материалов для студентов первого курса ИЯЭиТФ (иностранный язык, информатика, культурология,
математика, начертательная геометрия, русский язык и культура речи,
физика, химия, экология). – Н. Новгород, 2011;
• комплекс учебных и учебно-методических материалов для студентов первого курса ЗВФ (иностранный язык, информатика, культурологи, математика, начертательная геометрия, русский язык и культура речи, физика, химия, экология). – Н.Новгород, 2011.
4. Формирование информационной культуры пользователей:
• организация занятий со студентами, аспирантами;
• совершенствование дистанционного курса в еLearning «Основы информационной культуры» – лекции, презентации, тесты;
• дистанционный курс в системе еLearning «Основы информационной культуры» – лекции, презентации, тесты. В 2011 году все студенты четвертых курсов НГТУ прошли дистанционный курс обучения;
• создание рекламно-обучающих материалов
http://www.youtube.com/user/nntuntb#p/c/0C6844AE7F24E8C6/0/vpfqyil4a2s ;
5. Обучение и переподготовка персонала библиотеки (курсы повышения квалификации, участие в конференциях, вебинарах).
НТБ НГТУ принимала активное участие в следующих мероприятиях в
2011 году:
• «Инновационные технологии современного учебного процесса: стратегия, задачи, внедрение»: Всероссийская научно-методическая конференция, 4 февраля;
• «Российский студент – гражданин, личность, исследователь»:
Всероссийская научно-практическая студенческая конференция,
18 марта;
• «Современный пользователь библиотеки вуза: информационная среда и информационное поведение»: Общероссийская научно-практическая
конференция, г. Челябинск, 29 марта – 1апреля;
• «Актуальные проблемы социальной коммуникации»: вторая международная научно-практическая конференция (ФКТ), 20 мая;
• Фестиваль искусств «Студенческая Болдинская осень», октябрь 2011 г.
• «ЭКОТЕХНО-2011»: региональная научно-практическая студенческая конференция, Н. Новгород, 10-13 октября;
• «Техническая литература»: выставка-конференция, Н. Новгород,
27-28 октября 2011 г.
6. Развитие корпоративного сотрудничества в области информатизации с библиотеками, информационными центрами и организациями – важное
направление в работе библиотеки. Создание виртуального читального зала, где появляется возможность обмена информацией между профильными вузами – это одна из форм развития межвузовского сотрудничества. С использованием системы Google может быть создан подобный виртуальный читальный зал с подключением к электронным библиотекам профильных вузов.
Участие в совместных проектах даст возможность вузу войти в единое информационное пространство страны.
Актуальной задачей НТБ на современном этапе является более тесная интеграция информационно-библиотечного обслуживания, образовательного, научного и управленческого процессов университета.
Усиление роли библиотеки как основного поставщика информационных ресурсов для студентов, преподавателей и сотрудников университета позволит НТБ и в будущем быть активным участником единого информационно-
образовательного пространства вуза.
Этот небольшой блок рекламы поможет вам больше узнать о других полезных книгах и не только о них: эти и разные прочие спонсоры помогают самым различным сайтам развиваться и существовать. Из помещенной тут информации вы - очень возможно - извлечёте для себя что-то полезное или просто интересное дополнительно Реклама - двигатель торговли, но еще и своего рода источник полезной информации! Тут за примерами далеко ходить не надо ... п»ї