Роль информационной культуры в современном обществе

В современном обществе все более очевидной становится тенденция роста информационной составляющей социальнокультурной деятельности, благодаря этому существенно трансформировались ее функции, все большую роль наряду с просветительской функцией играют культуротворческая, социоинтеграционная и информационная. Кроме того, новые условия социального развития порождают зависимость информированности одного человека от информации, приобретенной другими людьми, это говорит о том, что человек должен иметь определенный уровень культуры по обращению с информацией.

Впервые понятие «информационная грамотность» («Information Literacy») был введен в США в 1977 г. и использовался в программе по реформированию высшего образования. В дальнейшем этот термин использовала Американская библиотечная ассоциация, в трактовке которой «информационно грамотным человеком может быть названа личность, способная выявить, разместить, оценить информацию и наиболее эффективно ее использовать»

1. В дальнейшем этот термин получил широкое распространение не только в США, но и других англоязычных странах.

Провозглашенная в 2000 г. ЮНЕСКО флагманская программа «Информация для всех» определила «информационные компетенции» ключевым фактором образования в течение всей жизни, а «информационную грамотность» ключевым понятием информационного общества. Основным предметом Программы стала информационная политика, ориентированная на человека, развитие его потенциала, его ресурсов, навыков и знаний за счет свободного и эффективного доступа к информации. В опубликованном в дальнейшем Международном руководстве по информационной грамотности были даны критерии ее оценки, рассмотрены связи информационной грамотности с другими видами грамотности – компьютерной и медиаграмотностью.

Связанные вместе две концепции информационной грамотности и образования в течение всей жизни в значительной степени должны способствовать:

* повышению качества и полезности образования;

* расширению спектра самостоятельного выбора;

* эффективному участию в общественной, культурной и политической жизни, определению и осуществлению профессиональных целей и замыслов

2. Таким образом, информационная грамотность должна представлять собой комплекс навыков и умений, которые человек приобретает во время обучения. Также в Руководстве приведены стандарты по информационной грамотности, разработанные ИФЛА, которые сгруппированы по трем основным компонентам:

1. Получение информации – пользователь отбирает информацию рационально и эффективно.

2. Оценивание информации – пользователь оценивает информацию критически и компетентно.

3. Использование информации – пользователь применяет информацию точно и творчески

3. Критерии оценки информационной грамотности, перечисленные в дан ном стандарте, предназначены для организации обучения в этой области. Руководство предусматривает широкие возможности для адаптации и гибкого использования международного стандарта при разработке национальных стандартов, что позволит в дальнейшем развить и трансформировать понятие «информационная грамотность» с учетом российских государственных и культурных приоритетов.

На основе международной концепции информационной грамотности российские ученые разработали программу информационной культуры с учетом национальных и культурных образовательных традиций. Для большинства российских специалистов присуще понимание «информационной грамотности» как составной части более емкого и широкого понятия «информационная культура», которое позволяет не только приобретать определенные навыки, но и мировоззрение. Сопоставление понятий «информаци онная грамотность» и «информационная культура» говорит об их значительном сходстве, так как они характеризуют взаимодействие человека и инфор мации. Тем не менее, употребление понятия «информационная грамотность» связано «с ограничениями, имеющими психологолингвистическую природу»4, так как слово «грамотность» упрощает данное понятие, придавая ему оттенок элементарности, тогда как понятие «информационная культура» раскрывает этот феномен более полно, понимая его как часть общей культуры, связанную с функционированием информации в обществе.

Нам представляется наиболее полным следующее определение: «Информационная культура личности – одна из составляющих общей культуры человека; совокупность информационного мировоззрения и системы знаний и умений, обеспечивающая целенаправленную самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению индивидуальных информационных потребностей с использованием как традиционных, так и новых информационных технологий. Является важнейшим фактором успешной профессиональной и непрофессиональной деятельности, а также социальной за щищенности личности в информационном обществе»5.

Умение использовать информацию – залог успеха в обучении на протяжении всей жизни. Информационная культура связана с социальной при родой человека и является продуктом разнообразных творческих способностей человека, таких как способность создавать собственные информационные продукты на основе самостоятельно найденной, критически оцененной и преобразованной информацией, умение вести информационный диалог и многое другое. Именно студенты наиболее часто работают с информацией, и от сформированности информационного мировоззрения зависит их дальнейшая успешная социализация. В студенческой аудитории информационная культура рассматривается как ключевая профессиональная компетенция. Информационная культура состоит из следующих компонентов:

* коммуникативная культура (культура общения);

* лексическая культура (языковая);

* читательская культура (культура чтения);

* библиографическая культура (культура информационно библиографического поиска);

* интеллектуальная культура (культура мышления).


Этот небольшой блок рекламы поможет вам больше узнать о других полезных книгах и не только о них:   эти и разные прочие спонсоры помогают самым различным сайтам развиваться и существовать.   Из помещенной тут информации вы - очень возможно - извлечёте для себя что-то полезное или просто интересное дополнительно Реклама - двигатель торговли, но еще и своего рода источник полезной информации! Тут за примерами далеко ходить не надо ... п»ї5a1380c6

Учебная литература:

Горячий 41-й год

Борис Геннадьевич Цеханович


1941 год. Год горечи, разочарований, поражений. Трудное, переломное время для государства и тяжёлое бремя выбора для обыкновенных людей, в ...


Новый год

Ирина Николаевна Кашкадамова


Древняя Македония, встречающая новый год. На смену веселью и пляскам приходит ужас реальной жизни под властью ахеменидов.Иллюстрации и ...


The Morcai Battalion

Diana Palmer


The galaxy is on the brink of disaster, the long-awaited truce torn apart by an unprovoked attack.The colony whose residents represented ...


Lacy

Diana Palmer




Выражаем надежду, что "Lacy" поможет вам развлечься и по новому взглянуть на себя и других. ...


Lord Greville's Captive

Nicola Cornick


Years before, he had come to Grafton Manor to be betrothed to the innocent and beautiful Lady Anne–a promise that was broken with the onset ...


The Virtuous Cyprian

Nicola Cornick


After the excitement of war, Nicholas found life as a civilian stifling.His boredom soon lifted when the notorious courtesan Susanna ...