Учебное чтение

Говоря о чтении, нужно помнить, что оно не является монолитным. В течение всей своей жизни человек, в зависимости от своих жизненных целей, потребностей, душевного состояния и т. п., обращается к разным модификациям чтения.

Наиболее распространенными из них можно считать семейное, учебное, профессиональное, развлекательное (досуговое), экзистенциальное чтение. Каждая из названных модификаций имеет свои особенности и свою историю формирования, занимает особое место в читательском развитии и читательской деятельности личности; любой из них присущ свой тип чтения, определяемый, прежде всего, особенностями корпуса текстов (книг), на которые она опирается. Они различаются форматом, почерком, шрифтом, «версткой» страницы, общим оформлением и т. д.

Кроме того, каждая модификация отличается темпом чтения («медленным» или «быстрым»); степенью его свободы (в основе которой лежит интерес или потребность); глубиной или поверхностностью восприятия текста, широтой или узостью, тематической направленностью, а также разным уровнем понимания прочитанного и, в целом, уровнем культуры чтения, который необходим при реализации той или иной модификации.

Нельзя не отметить и то, что существующие сегодня модификации чтения характеризуются также и степенью использования различных носителей информации – бумажных, электронных, аудиовизуальных.

Учебное чтение входит в практику с началом образования. Учебное чтение сформировалось в Европе с развитием системы образования, которое было ознаменовано появлением университетов, хотя первые случаи использования чтения в учебных целях могут быть отнесены уже к V в. до н. э. [5]. Чтение как основной способ обучения широко использовалось в античных философских школах, гимнасиях, имеющих библиотеки. В эллинскую эпоху были распространены учебники (по философии, военному делу, сельскому хозяйству и др.).

На греческом Востоке, в Византии, где уровень книжной культуры был весьма высок, учебное чтение было основой как частного, так и общественного начального и высшего образования.

Особый этап формирования учебного чтения должен быть отнесен к периоду между концом ХI в. и началом ХIV вв., когда в Европе активно создавались города, а в них – школы, где чтение было необходимым элементом обучения.

В России учебное чтение возникло, в сущности, одновременно с распространением христианства и обучением грамоте. В период с ХI –ХIII вв. был издан ряд церковных и государственных постановлений об организации образования в России, где важнейшей частью были постановления о создании учебных пособий, курсов, учебных заведений различного рода, где основным методом обучения было чтение [4]. Следует отметить, что чтению-грамоте учились по-разному: в семье, у частных педагогов, в школе. Уровни овладения чтением-грамотностью были также различны: от умения читать «большие буквы» до овладения высоким уровнем скорости чтения. Учились читать, как правило, по богослужебным книгам (Пcалтири, Житиям Святых и т. д.)

Учебное чтение было связано с использованием книг (рукописных, а позже – печатных) «libro da banco», т. е. книг большого формата, которые требовали расположения на столе. С появлением нового жанра «учебной книги», который вобрал в себя опыт использования таких «приспособлений», облегчающих учение, появились так называемые «тетради общих мест». К ХIV в. они сформировались в особый жанр – специальные тематические сборники цитат («цветы» – своеобразные хрестоматии), лексиконы, глоссарии, которые могли быть использованы в обучении юриспруденции, педагогике, теологии. С ХVI в. в университетах Германии, а позже и в других странах Европы, такие сборники стали применяться в качестве учебных материалов к изучаемым курсам.

В Средние века в учебном чтении происходили серьезные перемены. Вся средневековая педагогика основывалась на чтении текстов, их комментировании и толковании. Само слово «lectura» обозначало и чтение, и преподавание. В основе учебного чтения – от учителя к ученику – было чтение вслух. И лишь позже в университетской среде стало привычным чтение про себя.

В эпоху Схоластики чтение превратилось в школьную дисциплину; на первый план здесь выступила дидактическая, образовательная роль чтения, которая определила новые требования к тексту (выделение параграфов, абзацев, глав; наличие справочного аппарата – оглавления, указателя и т. п.), которые были излишни при сакральном («монастырском») чтении.

Появление печатной книги открыло новую страницу в учебном чтении. Сначала печатная книга подражала рукописной, но затем приобрела собственное «лицо». В эпоху Реформации в Европе появилось много печатен. Новая книга – удобная, портативная, дешевая стала нормой. Важно отметить тенденцию, характерную для всех стран, в том числе, и для России: азбуки, буквари, учебные тексты были среди первых печатных книг [1; 9; 10].

Характерно, что модификация «учебное чтение» включает в себя два варианта: учебное чтение взрослых и учебное чтение детей. Каждое из них имеет свои особенности. Учебное чтение взрослых – студентов, гимназистов, старших школьников – опирается на корпус учебной литературы, прежде всего, учебники, справочники, хрестоматии. Оно имеет основной целью передачу знаний, обучение, интеллектуальное развитие. Учебное чтение детей, методика которого складывалась на протяжении ХVIII– ХIХ вв., предполагает не только интеллектуальное, но и нравственное развитие ребенка, его воспитание.

В ходе решения поставленных задач сформировались определенные вариации учебного чтения: «аналитическое чтение», в ходе которого добивались понимания учащимися текста; «внеклассное чтение»; «домашнее чтение»; «чтение на лето»; «выразительное чтение» – последнее имело явный воспитательный момент.

Для учебного чтения характерно широко используемое чтение вслух, когда учитель читает ученикам. Такое чтение характерно и для школы, и для университета, где чтение вслух (чтение лекции профессором) сочеталось с чтением про себя (слежение по тексту). Книга была нужна для слушания публичной лекции. Следует отметить, что в лучших университетах Европы (например, в колледжах Оксфорда) тексты лекций (сначала рукописные, а затем печатные) издавна предоставлялись студентам за небольшую плату.

Однако, как замечают исследователи, учебное чтение с течением времени перестало быть обращенным к первоисточнику. Учебное чтение стало осуществляться посредством текста, который прошел через руки компилятора, определенный фильтр отбора. Возник так называемый «школярский» способ учебного чтения. С ростом научного знания оно приобрело отрывочный и дробный характер.

Сегодня модификация «учебное чтение» может быть признана, вероятно, одной из наиболее распространенных. Зачастую учебное чтение является преобладающим в структуре чтения личности. Однако очевидно, что его доминирование не может обеспечить полноценное читательское развитие индивида.

Несмотря на все изменения в сферах образования и книгоиздания за прошедшие столетия, основные характеристики учебного чтения остаются неизменными за исключением того факта, что учебное чтение активнейшим образом использует не только электронные, но и аудиовизуальные носители, реализующие один из важнейших методологических принципов обучения – наглядность, визуальность. Именно на «поле» учебного чтения идет активное соперничество-содружество чтения и «видео». В связи с этим остро встает вопрос формирования особого вида культуры учебного чтения, которая бы включала в себя элементы визуальной и информационной культуры.

Приобщение к профессиональному чтению связано с освоением профессии. Сегодня оно распространено достаточно широко и справедливо считается залогом успешной карьеры. Однако, как показывают социологические исследования, такое чтение присуще, прежде всего, «высоким профессионалам», которые стремятся достичь вершин в своем деле и видят в своей трудовой деятельности не просто источник средств к существованию, но призвание.

Профессиональное чтение, как правило, предполагает у читателя конкретную цель. Оно становится для многих, в отличие от чтения «для души», насущной необходимостью. Чтение профессионала опирается сегодня на широкий круг специальной литературы и периодики. В зависимости от избранного рода деятельности, корпус необходимой литературы более или менее широк. Во многих случаях он включает в себя не только отечественную литературу, но и литературу на иностранных языках. Сегодня профессиональное чтение предполагает широкое использование текстов на электронных носителях, а также электронных способов их доставки. Это, в свою очередь, требует высокого уровня культуры чтения и информационной культуры.


Этот небольшой блок рекламы поможет вам больше узнать о других полезных книгах и не только о них:   эти и разные прочие спонсоры помогают самым различным сайтам развиваться и существовать.   Из помещенной тут информации вы - очень возможно - извлечёте для себя что-то полезное или просто интересное дополнительно Реклама - двигатель торговли, но еще и своего рода источник полезной информации! Тут за примерами далеко ходить не надо ... 125732f5

Учебная литература:

Горячий 41-й год

Борис Геннадьевич Цеханович


1941 год. Год горечи, разочарований, поражений. Трудное, переломное время для государства и тяжёлое бремя выбора для обыкновенных людей, в ...


Новый год

Ирина Николаевна Кашкадамова


Древняя Македония, встречающая новый год. На смену веселью и пляскам приходит ужас реальной жизни под властью ахеменидов.Иллюстрации и ...


The Morcai Battalion

Diana Palmer


The galaxy is on the brink of disaster, the long-awaited truce torn apart by an unprovoked attack.The colony whose residents represented ...


Lacy

Diana Palmer




Выражаем надежду, что "Lacy" поможет вам развлечься и по новому взглянуть на себя и других. ...


Lord Greville's Captive

Nicola Cornick


Years before, he had come to Grafton Manor to be betrothed to the innocent and beautiful Lady Anne–a promise that was broken with the onset ...


The Virtuous Cyprian

Nicola Cornick


After the excitement of war, Nicholas found life as a civilian stifling.His boredom soon lifted when the notorious courtesan Susanna ...